Искусство и ремесла – это крылья, которые способны поднимать человека к невиданным высотам. Они служат источником развития наших многих способностей. Процесс создания небольшого собственного творения помогает раскрыть как интеллектуальные, так и духовные способности человека. А если говорить о детях, то они только начинают исследовать окружающий мир и все его незаметные нашему глазу элементы очень волнуют и притягивают их внимание.
Когда ребенок начинает творить, он чаще всего даже не задумывается о том, что изображает или лепит. Главное отличие детского творчества от взрослого заключается в том, что они больше заинтересованы в процессе создания, а не в получении конечного результата. Им кажется прекрасным ощущать кисть в своих руках, следить, как она ловко наносит длинные или короткие штрихи. Желтые игривые тона и красные яркие оттенки, смешиваясь, образуют новый цвет, с которым ранее они не были знакомы. Они только знакомятся с этим миром и познают, как изобразить его с помощью палитры или других средств.
Творчество доступно каждому ребенку, потому что в каждом из нас затаился творец чего-то нового и прекрасного. Совсем необязательно, что творчество должно открыть в ребенке дар великого художника или архитектора, что, конечно же, не исключается. Но в первую очередь оно помогает ребенку раскрыться, как на интеллектуальном, так и эмоциональном уровне. Когда дети совместно придумывают, творят и дают волю своей фантазии, скромность и робость у многих ребят отходит на второй план. Она словно растворяется в волнах созидания и размышления.
Когда творчество происходит не в одиночестве, а в компании друзей, общение становится еще более теплым и близким. Потому что интересное совместное занятие погружает в волшебный мир размышлений и обмена идеями. Именно поэтому совместное творчество помогает развить в ребенке навыки общения и умение сотрудничать, ведь когда на столе лежат одни ножницы или один клей, а друзей много, дети учатся делиться.
Умение рисковать и ошибаться, творить и не останавливаться, придумывать и изображать – все это приводит к возникновению прекрасной способности, которая необходима каждой зрелой личности. Она всем нам хорошо известна – способность принимать решения. Именно в процессе создания чего-то нового и зарождается умение думать и действовать самостоятельно. Стоит ли прилепить еще один шарик из пластилина или оставить как есть? Раскрасить мышонка черным цветом или желтым? Все эти вопросы постепенно складываются в привычку самостоятельно принимать решения.
Искусство и творчество помогают детям закреплять образы в голове, с которыми они ранее не были знакомы. Когда они изображают окружающий их мир, например, природу, то в их памяти устанавливается понимание и осознание многих явлений. Например, несколько штрихов голубым цветом в верхней части бумаги помогут детям навсегда запомнить основную концепцию неба. Несмелая прерывистая полоска чуть ниже, будет изображать линию горизонта. Так ребенок сможет понять, каково расположение земли относительно неба. Желтая радостная точка с искристыми лучиками расскажет нам о том, что ребенок познакомился с ежедневно согревающим нас теплым другом – солнцем.
Учась справляться со своей новой знакомой – пушистой кисточкой или покоряя неподдающийся пластилин, дети развивают мелкую моторику. Крепко держа в руках ножницы и стараясь вырезать как можно аккуратнее, у них развивается концентрация внимания. А считая количество красок, которое им необходимо использовать или число картинок, которое нужно приклеить, дети делают первые шаги в математике. Экспериментирование с материалами позволит ребенку даже сделать первый шаг в науку и почувствовать разницу между шершавой цветной бумагой и нежным пергаментом, между мягким пластилином и упрямым гипсом.
Главное, чему мы, взрослые должны научиться – это не контролировать то, что начинает создавать ребенок. Иногда нам сложно воспринимать то, что не соответствует нашим собственным представлениям, и мы начинаем исправлять или что еще хуже – критиковать их творческий полет. Ни в коем случае не критикуйте первые попытки детей создать что-то свое, нечто особенное. Даже если нам кажется, что картина должна выглядеть совсем по-другому - машинка на рисунке больше похожа на балерину, а яблоко на волосатого монстра, то в воображении ребенка эти символы выглядят совсем иначе. На данный момент он воспринимает окружающий его мир именно под таким ракурсом. Да и вообще, искусство и красота – вещи относительные, поэтому не стоит думать, что если мы большие и взрослые, то мы лучше знаем.
Но ведь не только творчество, выполненное руками, способно развивать способности. Владение собственным телом, фокусирование, концентрация, развитие памяти – все это начинает развиваться, когда мы занимаемся танцами. Танец – это не просто набор движений, это целый сюжет, который необходимо передать только с помощью своих движений и жестов. Понимание того, что каждый участник танца – это элемент одной прекрасной картины, дает возможность расширять видение. А еще это прекрасный способ избавиться от предрассудков по поводу того, что мальчишки не умеют танцевать. Ведь это совсем не так, танцевать они умеют, да еще как.
Театральное искусство, различные сценки и постановки тоже раскроют множество способностей у ребенка. Выражать эмоции на публике дано далеко не каждому. Зачастую взрослые являются замкнутыми в своих эмоциях именно по причине того, что в детстве у нас не было привычки их выражать. Чувствовать себя уверенно перед несколькими парами глаз, уметь преподнести себя, не закрываться и не стесняться, быть уверенным в своих силах – это навыки, которые пригодятся в будущем в любой профессии и в общении с людьми в повседневной жизни.
В общем, творчество — это ключ к раскрытию множества способностей, именно поэтому в программу нашего детского сада «Радость» включены кружки, где дети смогут прикоснуться к различным материалам, узнать об искусстве, создать свой мини-шедевр и стать одной дружной командой, которая вместе развивается и раскрывает способности друг друга.
Мы творим исключительно в радостной обстановке. Ведь ничто так не вдохновляет, как тепло и забота окружающих нас друзей. Давайте радоваться и творить вместе.