Три вида образования

Все родители мечтают дать своим детям прекрасное и достойное образование, чтобы ребенок мог стать гармонично развивающейся личностью. Сегодня мы хотим поделиться несколькими идеями, на которых основывается образовательная программа нашего детского центра «Радость». Мы долго размышляли о том, какие виды и способы образования позволят развиваться ребенку во всех аспектах жизни и раскроют его таланты и способности. И вот, наконец, мы пришли к выводу, что образование, которое необходимого каждому человеку независимо от возраста, состоит из трех компонентов. Интеллектуальное, нравственное и физическое образование – три волшебных составляющих, которые раскрывают способности любого человека.


Чтобы проще понять влияние трех видов образования, давайте рассмотрим понятие личности с точки зрения ее влияния на общество. Ведь все мы принадлежим к тому или иному сообществу: от семьи до человечества. И именно во взаимодействии с отдельными людьми, их группами или общественными институтами мы имеем возможность проявлять свои качества. Как мы представляем себе гармоничного и образованного человека? Наверняка он обладает большим запасом знаний, стремиться постоянно развиваться и получать новые навыки. К тому же его привлекает спорт, он обладает хорошим здоровьем. Но часто ли мы задумываемся о его нравственных качествах? Насколько этот человек честный, щедрый, добрый и справедливый? А ведь это фундамент, основа будущей личности. Если человек будет лишен тех моральных качеств, которые мы сейчас перечислили и многих других, то можно сказать, что все его интеллектуальные и физические способности будут направлены в неверное русло. Они не принесут пользы ни ему самому, ни окружающим.

А теперь давайте еще немного дадим волю воображению и представим ученого, который обладает величайшим умом, неповторимой памятью и прекрасным способностью изобретать и придумывать. Он имеет прекрасное образование, то есть его интеллектуальное развитие находится на высоком уровне. Но что произойдет, если его моральные качества окажутся не настолько хорошо развитыми, как его интеллект? Если зависть и злоба проникнут в его сердце или он будет равнодушен к страданиям других людей, то вряд ли от него можно ожидать хороших поступков. Страшно представить, к каким последствиям может привести деятельность такого человека. Если же ученого будет наполнять доброта, то он никогда не посмеет даже задуматься, что можно изобрести что-либо против человечества. Он скорей изобретет новое лекарство, чем новое оружие. И что не менее важно, его внутреннее ощущение счастья и удовлетворенности собственной жизнью также будет зависеть от спокойной совести и радости от возможности принести пользу другим людям.

Именно поэтому мы хотим помогать детям становиться лучше во всех аспектах их многогранной личности. Дети – наше будущее и мы хотим, чтобы их будущее было как можно более светлым и радостным. Чтобы проблем общества, которые мы видим сегодня, стало хотя бы немного меньше.

Каким же образом в детском центре «Радость» мы применяем все три элемента гармоничного развития личности?

Интеллектуальное развитие – что это? Просто навык чтения книг и поглощения новой информации или за этим стоит нечто большее? Конечно же, в первую очередь оно заключается в развитии способностей интеллекта анализировать и сортировать информацию. Невозможно обойтись и без способности запоминать и размышлять логически. Но не нужно забывать и о еще одной способности интеллекта – узнавать и исследовать. Способность отбирать информацию и принимать решения о ее пользе или вреде, понимать ее истинный источник и предназначение, это важные навыки для людей, находящихся в потоке ежедневных новостей.

Ребенок стремится исследовать окружающий мир во всем его многообразии. Его любопытство и интерес к миру не знают границ. Очень важно поддержать интерес ребенка к исследованию действительности, иногда лишь слегка направляя и корректируя путь его исследования. Поэтому мы хотим помочь ему развить в себе способности исследователя и посадить в его сердце семя любви к знаниям.

Творческие способности мы тоже относим к интеллектуальному развитию, поскольку, чем больше у ребенка появляется мыслей и образов, тем больше различных маленьких шедевров он сможет создать. Полет мысли, щедрость фантазии и палитра чувств – все это проявляется на холсте или в виде скульптуры только благодаря мыслительной деятельности.

Поскольку мы живем в стремительно развивающемся мире, и скорость нашей жизни все увеличивается, мы пытаемся все успеть и распределить время таким образом, чтобы его хватило на все наши планы и задумки. А ведь нужно помнить, что скорей всего жизнь наших детей будет происходить в еще большем темпе, с участием все больших средств электроники. И мы хотим поделиться несколькими идеями, которые нам близки. Они представлены в книге Эллен Галински, президента независимого американского института «Семья и работа», автора более сорока книг и создателя особой методики воспитания. Она предлагает развивать у ребенка семь навыков, которые непременно помогут ему ориентироваться в потоке жизни. Мы расскажем о нескольких из них, а вы сможете потом сами прочитать ее книгу «Mind in the making».

Первый навык, который пригодится нашим детям - это умение концентрироваться, следовать установленным в обществе правилам и отдавать приоритет по-настоящему важным занятиям. Не тратить время на мелочи, а отдавать предпочтение одной иди двум важным задачам.

Второй навык – видеть явления или предметы со стороны другого человека, то есть, как будто вставать на место этого человека и анализировать, и воспринимать информацию с его точки зрения. Умение вставать на место другого человека поможет понимать и сопереживать окружающим, принимать их ощущения, как свои собственные.

Третий навык – способность выражать свои мысли, формулировать точку зрения и уметь понимать и принимать мнение другого человека. Вы, наверное, замечали, что, когда рассказываешь о своей проблеме кому-то, словно лучше ее понимаешь и зачастую быстрее находишь решение. Именно поэтому владение силой слова – важный навык для любого человека.

Четвертый навык – умение ребенка определять взаимосвязь между объектами. Например, на первых годах своей жизни ребенок понимает, что вилка и ложка — это предметы, относящиеся к приему пищи. Он неосознанно объединяет эти два предмета по цели использования – то есть мысленно создает связь между ними. Таким образом, ребенок видит не только связь между предметами, но и различие между ними – по цвету, форме и предназначению.

Физическое развитие ребенка заключается в основном в развитии его тела, то есть координации и согласованности движений. Мы будем стараться развивать у детей крупную и мелкую моторику, а также закладывать принципы здорового образа жизни и привычки соблюдения личной гигиены.

Так как название нашего детского центра «Радость», то мы приложим все усилия, чтобы наши занятия и игры проходили исключительно в атмосфере радости и любви. Отношения между детьми формируют основу для нравственного образования. Для нас важно понимать, что все дети в нашем центре получают необходимую долю внимания и заботы. Для нас конфликты между детьми – это не мелкие детские ссоры, а привычки взаимоотношений, которые закладываются, а затем формируют будущую личность. Мы стараемся помнить о том, что мы были созданы, чтобы выказывать любовь друг к другу. Детки будут напоминать нам об этом, а мы – им!

Еще один важный момент, о котором мы хотим упомянуть – это взаимный процесс обучения. Мы можем многому научиться у детей, они щедро дарят нам свою искренность, открытость и добросердечность. Поэтому, кто здесь еще является воспитателем и учителем – тоже большой вопрос!

Итак, мы вместе с вами отправляемся в непростой, но очень интересный путь взаимного обучения. Давайте учиться вместе и раскрывать способности друг друга!