Читаем по складам. Метод чтения Зайцева - что это?

Читаем по складам. Метод чтения Зайцева - что это?

В детском центре "Радость" мы используем несколько методик, чтобы обучить ребят чтению. Метод Николая Зайцева - это один из подходов, который используется для развития навыков чтения у дошкольников. Данная методика появилась в двадцатом веке. Сегодня мы познакомимся с основными элементами методики, узнаем, что послужило вдохновением к ее созданию.


Для начала давайте узнаем о личности создателя методики. Николай Зайцев родился в семье учителей, поэтому о выборе профессии он долго не задумывался. После школы он поступил на филологический факультет педагогического Университета в Герцене. Этот город расположен в Германии. На пятом году обучения в университете, он отправился работать переводчиком в Индонезию, там он обучал местных жителей русскому языку.

Поездка в Индонезию и проведение курсов русского языка послужили началом создания его собственной методики. Его задачей было обучить многих жителей Индонезии одному из сложнейших языков в мире за короткое время. Тогда он придумал специальные таблички, благодаря которым запоминание правил русского языка и слов проходило быстро и эффективно.

Такой успех вдохновил Николая Зайцева, и он решил изобрести собственный способ изучения языка. Сначала он попробовал новую методику изучения языка среди учеников начальной школы. Но попытка не увенчалась успехом. Тогда ученый решил применить новый способ изучения на детях дошкольного возраста. Дети с увлечением начали запоминать сочетания букв и превращать их в слова. Им нравилось играть с кубиками, а свободная атмосфера располагала детей к увлекательному исследованию и изучению.

Деревянные кубики Зайцева

В чем суть методики?

В ходе продолжительной усердной работы в 1989 году Зайцев впервые предложил свою методику. Методика обучения Зайцева заключается в том, что наименьшая частица чтения - это склад, а не буква. Что значит склад? Это сочетание согласной буквы и гласной. Таким образом, ребенок учится читать по складам, а не по буквам. Педагог заметил, что, когда дети начинают произносить первые звуки, они произносят их парами, например, "ба", "ва", "ма". Методика помогает ребенку быстрее научиться читать и избежать многих проблем с произношением слов. С помощью методики ребенок также учится петь, что помогает ему улучшать речь и развивает способности к чтению.

В методике Зайцева используются небольшие кубики, на которых написаны склады - сочетания из двух букв. Отличие этого подхода от остальных в том, что дети учатся воспринимать информацию не по буквам, а небольшими частями. При изучении складов используются не простые кубики. Их размер, цвет и материал тщательно продуманы. Размер кубиков выбирается так, чтобы детям было удобно их держать и перемещать. Материал и цвет кубиков отражает характер букв, которые расположены на нем.

Если на кубике изображены склады, состоящие из глухих звуков, то он изготовлен из дерева, поскольку этот материал отражает звучание букв на кубике. Кубики со звонкими звуками содержат внутри монетки или колокольчик. Все элементы вместе с определенными цветами кубиков, помогают детям быстрее запомнить буквы. Методика позволяет детям быстро делать успехи. Уже через пару часов они самостоятельно читают склады, а затем создают из них полноценные слова.

Дети играют в кубики, складывая слова

Чтобы дети быстро учились читать по складам, необходима особая атмосфера. Каждое занятие проходит в расслабленной и спокойной обстановке и длится двадцать пять минут. Изучение букв по методике Зайцева отличается от общепринятых уроков. Во время изучения букв дети могут ходить, сидеть, смеяться. В общем, развиваться в максимально комфортных условиях.

Многие исследователи считают, что игра - это самый эффективный способ изучения. Она дает максимальные результаты в развитии личности ребенка. К тому же ребенок ощущает свободу и интерес к занятиям.

Преимущество методики Зайцева в том, что ребенку не нужно запоминать алфавит привычным способом. Когда Николай Зайцев проводил занятия по изучению алфавита, он заметил, что заучивание букв по-отдельности не приносит пользы. Такой способ наоборот снижает у детей желание знакомиться с новыми буквами. Простое заучивание букв многих детям кажется скучным.

К тому же изучение букв по-отдельности занимает много времени. Ученый заметил, что в алфавите к каждой букве полагается небольшой рисунок, который помогает ребенку запомнить её. Зайцев считал, что рисунки путают детей и мешают соединять буквы между собой. Например, рядом с буквой "А" обычно размещается рисунок арбуза. А рядом с буквой "Б" допустим, изображение банана. Тогда ученый задал вопрос, как эти изображения помогают соединять буквы между собой? По его мнению, это совершенно не помогает детям запоминать буквы.

На первых этапах появления новой методики Зайцев использовал карточки. Но потом он заметил, что кубики приносят больший эффект. С помощью кубиков ребенок выстраивает объемные фигуры, например, здание, поезд, башню. В то же время он использует кубики для изображения предметов на плоскости. Так ребенок запоминает слово и в то же время ассоциирует его с изображенным предметом.

Дети играют в детском саде Радость

Примеры упражнений по методу Зайцева

Возьмите несколько кубиков из разных материалов. Вместе с ребенком сложите из кубиков разные формы, например, поезд, дом или башню. Прочитайте каждый кубик по очереди, а затем скажите ребенку, чтобы он выбрал определенные кубики. Сначала деревянные, потом железные и другие. Теперь попросите ребенка показать тот или иной кубик. Скажите: "Покажи кубик, где написано "МА", а теперь покажи кубик с буквами "РА". А теперь спойте вместе песенку. Предложите ребенку пропеть каждое сочетание букв. При этом используйте простой мотив, например, гаммы нот. Хорошо, если ребенок будет вам подпевать. Так он лучше запомнит буквы.