Исследуем и познаем

Дети – это настоящие исследователи. Они открыты окружающему миру и стремятся узнать о нем как можно больше. «А что, если?» - их главный девиз по жизни. Именно с этих мыслей начинаются подвиги юных первооткрывателей. «Что произойдет, если во время купания захватить с собой мягкую игрушку, или, например, кошку?» «А что если кинуть эту блестящую прозрачную тарелку на пол? Упс, кажется, вышло что-то неожиданное!» Представляете, сколько разных новых открытий начинают наполнять их разум. А сколько еще нового их поджидает впереди!


Дети используют свой разум и чувства для того, чтобы понять, что собственно происходит в этом мире. Они развивают свои способности и приобретают новые навыки, включая способность размышлять и исследовать. Уже с самого раннего возраста они неосознанно начинают формулировать теории о предметах, которые их окружают, а затем смело их тестируют. Они могут как самостоятельно, так и с помощью своих сверстников и взрослых узнавать о предметах, которые их окружают. Игры, искусство и общение помогают детям быть творческими, учиться рисковать и делать собственные открытия. В процессе исследования, они подтверждают или опровергают свои собственные первые теории.

В то время как дети развивают свои навыки исследовать и понимать явления, которые их окружают, важно, чтобы у них еще и появлялась любовь и тяга к процессу обучения. Именно в этом как раз и состоит роль воспитателей и родителей – не загасить лампу любопытства и стремления к знаниям, а наоборот только воспламенить интерес ребенка к окружающему его миру. Вот тут перед нами стоит поистине непростая задача. Как развить в ребенке любовь к научению, а не спугнуть ее?

Главное в этом деле - поддерживать любой интерес ребенка. Если игра уже подготовлена и направлена на исследование определенных вещей, а ребенку интересно в это время поиграть, например, со шваброй, то не нужно запрещать ему проявлять собственную инициативу. Пусть он исследует те объекты, которые больше всего привлекают его внимание, иначе можно случайно прогнать его интерес к исследованию. Конечно, ребенка необходимо направлять, но мы – это лишь компас, который задает направление, а какое конкретно исследование выбрать – решать ребенку. Пусть он учится принимать самостоятельные решения с самого детства. Если же ребенку необходима поддержка взрослого, он сам, не задумываясь, к нам обратится.

Что еще может подогреть интерес ребенка к процессу исследования? Конечно же, вопросы, ответы на которые ребенок стремится получить сам. Поэтому не нужно давать ребенку готовые ответы на все вопросы, которые его интересуют. Очень важно, чтобы у него развивался навык исследовать и познавать самостоятельно. А еще лучше, если вы будете познавать окружающий мир совместно, искренне задавая себе вопросы, вместе со своим маленьким другом.

Взгляните на мир глазами ребенка, чтобы понять, как вы можете ему помочь в этом прекрасном процессе познания мира. Помните, что процесс знакомства детей с новыми явлениями происходит медленно. Поэтому нам необходимо проявлять терпение и чутко внимать каждому детскому интересу. Ни одна книга или иллюстрация не смогут передать мир во всем его ощущении, разнообразии и красоте. Поэтому лучший способ познать мир – прикоснуться к нему.

Развитие способностей исследовать и узнавать мир у ребенка может привести к тому, что в будущем, став взрослым, человек не остановится на полученных им знаниях. Даже определившись со своей профессией, он будет постоянно стремиться к самосовершенствованию и получению новых озарений. А возможно, он даже станет ученым, страсть к исследованию, которого не будет знать границ. Только представьте, сколько бы у нас сегодня было новых открытий, если бы каждому ребенку с детства была оказана поддержка в процессе исследования и самостоятельного размышления! Все люди мыслят по-разному, а соединяясь, различные идеи превращаются в новые изобретения. Ведь там, где один не видит и одного решения, другому на ум пришло уже несколько вариантов. Главное, взрастить с детства способность самостоятельного поиска и анализа.

Выезжая с детьми на природу, попробуйте поразмышлять вместе над строением различных растений, их свойствами и предназначением. Почему пчела не может устоять перед очередным манящим сладким цветком? Из чего состоит песок? А на вопрос «Как из крохотной семечки может вырасти целое дерево?» можно ответить практическим способом, то есть посадить ваше совместное деревце. День за днем вы вместе будете его поливать и ухаживать, и ребенок сможет узнать о влиянии солнца, воды, почвы и температуры на практике, а не только со страниц книжек. Такой процесс знакомства с природой поможет не только развить способность ее исследовать, но наполнит сердце ребенка любовью ко всему, что его окружает. Если у него возникнет понимание, что природа – это друг, а не средство для бесконечного использования, то скорей всего, в будущем мы увидим более бережное обращение людей к дарам природы.

К тому же, привычка исследовать, которая появится у человека с раннего детства позволит науке продолжительно и бесконечно развиваться. Несомненно, предыдущие знания только обогащают наш разум, но нам не обойтись без нахождения новых путей развития, изобретения новых лекарств, средств передвижения и других элементов цивилизации. Мысль человека бесконечна и разнообразна. А опираясь на знания, приобретенные в ходе самостоятельного исследования, можно создавать новые теории и предположения.

Самое главное, процесс исследования окружающего мира является совместным. Вы не учитель, а ваш ребенок не ученик. Вы оба задаетесь вопросами, на которые вместе стараетесь найти ответы. Если же вы искренне не знаете ответ на какой-либо вопрос, а ваш ребенок настойчиво просит вас на него ответить, то ничего страшного, это самый подходящий момент для того, чтобы сказать: «Я не знаю. Давай вместе попробуем поразмышлять и найти ответ». Тогда ребенок поймет, что вы его друг, вы настоящая команда исследователей, которые поддерживают и помогают друг другу развиваться.

Исследуйте вместе с маленьким другом и пусть озорной огонек любопытства никогда вас не покинет!